top of page

В поисках своего голоса

Обновлено: 29 июн.

Голос — это непросто. Достаточно часто можно услышать утверждение, что работа с собственным голосом простая и в целом незатратная по времени и ресурсам, что любой и каждый может изменить собственный голос с помощью незамысловатых механических упражнений и регулярных повторений. Что часто опускается в таких случаях, так это индивидуальные физиологические особенности, факторы среды, наличие или отсутствие определённого опыта работы с голосом, а также индивидуальные особенности восприятия и даже способности к обучению и понимаю принципов работы с собственным голосом. Нередко утверждение о лёгкости процесса модификации собственного голоса перерастает в обесценивание чужого опыта и/или обобщение всех голосов, как поддающихся модификации в равной степени по умолчанию. В реальности же всё очень индивидуально и отличается от человека к человеку: голосовой тракт одного человека будет отличаться от голосового тракта другого человека по объёму, длине и массе, неблагоприятная и стигматизирующая враждебная среда для занятий собственным голосом не идёт ни в какое сравнение с комфортным, спокойным и поддерживающим окружением, а наличие музыкального опыта (даже не образования, а просто опыта активного взаимодействия с разной музыкой) даст определённые преимущества в освоении принципов работы голоса в сравнении с теми, у кого такого опыта намного меньше. И, конечно же, то, как человек слышит и воспринимает собственный голос, а также как человек анализирует то, что слышит и какие выводы может сделать из полученной информации, чтобы научиться управлять собственным голосом, также очень индивидуально.



Все голоса разные           


Пожалуй, именно по причине такого разброса в особенностях индивидуальные занятия с преподавателями зачастую дают куда больше результата, чем самообучение по бесплатным теоретическим и практическим материалам, доступным в сети. Это не ставит знак равенства между «бесплатным» и «бесполезным» — в конце концов большому количеству людей именно открытый доступ к информационным ресурсам помог найти и развить собственные голоса — но подчёркивает важность индивидуального подхода к каждому человеку и каждому голосу. Направленное обучение позволяет выстраивать линию развития для конкретного человека, ведь далеко не все упражнения и методики являются универсальными, поэтому важно понимать, что то, что работает для одних, может не работать для других. То, что даётся легко и без проблем одному человеку, требует совершенно иного подхода для другого. Иными словами, в сфере модификации голоса нет строгих правил по работе с собственным голосом — кроме, конечно же, правил техники безопасности.


Многих сильно демотивирует невозможность следовать представленным кем-то упражнениям из видео на YouTube, но не стоит отчаиваться, если чьи-то советы по работе с голосом не помогают и не работают. Важно спокойно и взвешенно отмечать для себя, что те или иные методы не дают желаемого результата, после чего продолжать искать более подходящие варианты. В конечном счёте все ресурсы, которые можно найти в сети — включая механические упражнения! — направлены на то, чтобы выработать новые привычки и понимание процессов изменения голоса, научить прислушиваться к своим физическим ощущениям и/или к звучанию собственного голоса. Стоит отметить, что в некоторых случаях люди могут не испытывать физических ощущений в процессе, например, работы с высотой голоса и попаданием в ноты — здесь в очередной раз всё субъективно.        


Учиться как в детстве  


Механизм обучения через наблюдение и повторение заложен в нас с рождения. Дети учатся говорить, слушая речь своих родителей и других людей, обращая внимание на интонации и произношение — неосознанно, поначалу не понимая значения тех или иных слов. Через такое подражание со временем их речь становится более внятной и осознанной по мере накопления словарного запаса и опыта слушания чужой речи. Формирование разговорного навыка занимает немало времени, но дети не сдаются и продолжают упорно налаживать вербальный контакт с окружающим миром, не обращая внимания на качество звучания собственного голоса. Этот механизм обучения остаётся с нами и во взрослой жизни, пусть многие и забывают о его существовании. Речь уже сформирована, изъясняться словами уже не так сложно как в детстве, а необходимости оттачивать разговорную технику в сознательном возрасте у большинства просто нет, особенно если текущего уровня разговорных навыков достаточно для повседневного общения.


Когда речь заходит о модификации собственного голоса, трансгендерные люди часто оказываются демотивированы уже после первых неудач. «Если голос это просто, то почему у меня не получается изменить свой голос с нуля за один вечер с помощью пары-тройки упражнений? Если я не могу изменить звучание своего голоса быстро и легко, быть может, это просто не моё? Что, если я просто физически не могу этого сделать? Я же не ребёнок, мне не нужно тратить несколько лет на формирование собственной речи, все процессы должны идти намного быстрее у взрослых, так ведь? Наверное, со мной что-то не так, раз у меня ничего не получается. Быть может, модификация голоса это не для меня...» — круг негативных мыслей замыкается, и выбраться из этого состояния, к сожалению, безумно сложно. И тем не менее, выход есть, при условии более реалистичного взгляда на свои возможности, потребности и приоритеты.


Дети, которые учатся говорить, не обращают большого внимания на качество звучания собственного голоса, не вдумываются в значение слов, которые они повторяют и не бросают попытки произношения новых сочетаний звуков так, чтобы подражать взрослым. Они увлечённо учатся, раз за разом упорно повторяя одни и те же слова, пока не стабилизируют их звучание и не найдут новые для освоения вещи. Любопытство, тяга к новому и непривычному, желание понять, научиться и овладеть речью становятся движущей силой, которая отметает вопросы и сомнения по поводу самого процесса. В сознательном возрасте всё ещё можно вернуть этот «дух приключений», освежить в своей памяти тот самый навык обучения без оглядки на страхи и сомнения по поводу звучания собственного голоса. Важно пробудить в себе интерес к новому и непривычному, поскольку при модификации голос формируется именно как новая привычка, в большинстве случаев вытесняя и замещая собой старую, выработанную годами привычку говорить своим «обычным» голосом. Такой подход подразумевает способность дать себе шанс сделать что-то неидеально, некрасиво, странно и необычно — а первое время голос скорее всего будет звучать именно так, ведь «новый» голос включает в себя новые и непривычные интонации и манеру речи, новое произношение уже известных слов и другие параметры, которые отличают «новый» голос от «старого». В конечном счёте по мере выработки привычки свежеприобретённый голос может полностью заменить тот, которым человек больше не хочет пользоваться — и именно на формирование этой новой привычки, а также общую нормализацию уходит большая часть времени работы с собственным голосом.           


Спокойствие и рассудительность           


Если говорить о других не менее важных аспектах реализма в вопросах голосовой практики, то стоит обратить внимание на то, как часто вы используете голос в повседневной жизни в принципе. Если вы говорите вслух от силы пять минут в день, то сложности с модификацией голоса будут связаны в том числе с тем, что даже «старый» голос толком не «разработан» и не используется в жизни достаточно часто, чтобы от него можно было отталкиваться. Это ни в коем случае не означает, что модификация голоса в таких случаях бесполезна, мол, «зачем изменять голос, которым человек всё равно не пользуется», нет. Наоборот, зачастую с обретением другого, комфортного, приятного голоса человек начинает чувствовать себя увереннее. Такой человек будет чаще говорить вслух, общаться с окружающими и находить в собственном голосе поддержку и опору в повседневной жизни.



И всё-таки стоит реалистично оценивать свои голосовые навыки, а также приоритеты и цели модификации голоса как таковой, ведь от этого будет зависеть и путь обучения. Например, есть небинарные люди, которые хотят маскулинизировать свой голос, но иметь возможность говорить также и феминным голосом, или даже андрогинным голосом как чем-то средним. Им важно не терять возможность использовать один голос, но вместе с тем развивать другой голос до как минимум того же уровня звучания. В то же время большинство трансгендерных людей (особенно людей с голосовой дисфорией) желает навсегда избавиться от «старого» голоса и полностью перейти на «новый». В таких случаях для формирования новой привычки нужно посвящать большую часть своего разговорного времени именно «новому» голосу, чтобы постепенно вывести свой «старый» голос из употребления. И хотя совет «просто говорить почаще» имеет смысл, важно уточнить, что быстрее получить желаемый результат можно лишь через осознанные занятия, когда у человека есть относительно чёткие ориентиры и понимание, каким голосом хочется обладать, а также навык анализа звучания собственного голоса, чтобы слышать разницу между качествами своего голоса и понимать, что конкретно не устраивает в этом звучании, над чем нужно работать и как достичь желаемого результата.


Прогресс — нелинеен!


Паника и отчаяние, страх навсегда «застрять» в голосе, который неприятно слышать — всё это сильно демотивирует и тормозит общий прогресс, особенно если человек давит на себя и фактически требует от себя близких к идеальным результатов за короткое время. К этому добавляется проблема рутинности постоянных упражнений и самоконтроля, необходимость постоянно заниматься и поддерживать свой голос «в форме». Всё это превращает процесс модификации голоса в своеобразную «принудиловку»: утомительную, скучную, однообразную, а при отсутствии ощутимых результатов ещё и в демотивирующую, когда все занятия становятся натуральными мучениями. Не зря многие советуют искать мотивацию и поддержку в этом деле, ведь только тогда можно превратить «вынужденную необходимость» модификации голоса в изучение чего-то нового, открытие скрытых способностей собственного тела и, выбравшись из цикла негативных мыслей, перейти в цикл — как бы это ни звучало! — позитивных мыслей. Вместо того, чтобы делать «вопреки условиям и обстоятельствам», делать «ради нового и комфортного».


Среди вариантов поддержки здорового процесса обучения хочется выделить ведение регулярных записей собственного голоса для последующего сравнения и анализа звучания. Прогресс нелинеен — и об этом стоит помнить на всех стадиях работы с голосом. Есть вероятность, что разница в звучании от записи к записи будет невелика, к тому же по мере практики «новый» голос будет звучать всё более привычно и обыденно, что может исключить фактор новизны, т.е. будет казаться, что изменений больше не происходит и прогресс застпорился, настолько незаметными будут изменения. Достаточно мощным мотиватором может оказаться возврат к своим записям несколькомесячной давности. В таком случае контраст между самыми первыми записями (или даже с исходным голосом) и тем, чего удалось достичь за несколько месяцев тренировок, может вернуть мотивацию, натурально продемонстрировав факт изменений в собственном голосе.


Известно, что чужой пример может как вдохновлять и мотивировать, так и сводить все усилия на нет. В первом случае кто-то может узнать, что голос сам по себе реально изменить через тренировки без хирургического вмешательства — в конце концов, многие в мире до сих пор живут со своими голосами, принимая их как данность, не поддающуюся изменению. Мотивировать также могут примеры успешной модификации голоса с достаточно впечатляющим результатом приятного звучания, мол, «если получилось у них, значит, и для меня не всё потеряно». К сожалению, те, кто уже находятся в процессе модификации голоса, могут быть абсолютно демотивированы чужими успехами, особенно если потратили на работу с собственным голосом не один год без значительных успехов в этой области. Люди начинают думать, что с ними что-то не так, что они не способны на какие-то вещи по умолчанию, даже если делают всё «по инструкции», забывая о том, что целый ряд индивидуальных параметров и факторов среды влияет на процесс тренировок и на конечный результат.


Правда же оказывается где-то посередине: человеческий голос способен на многое при грамотном подходе и умении обращаться с ним, но это не исключает большое количество внешних и внутренних факторов, сочетание которых индивидуально для всех без исключения, что как итог не может гарантировать близкий к идеальному голос всем и каждому. Спокойный, взвешенный и реалистичный подход к процессу модификации голоса может быть сложным, время- и ресурсозатратным, но если держать в уме, что все мы когда-то учились говорить с нуля, не имея какой-либо теоретической или практической базы, а теперь в сознательном возрасте мы можем спланировать собственные тренировки, обозначить цели и приоритеты, опираясь на уже имеющийся опыт, то можно прийти к мысли, что голос — это непросто, но и не невозможно.

0 комментариев

Comments


bottom of page